Выступление Т.П. Бахтиновой на расширенном заседании коллегии «Об итогах развития муниципального образовательного комплекса в 2013 году и задачах на 2014 год»

c68a22866f4f1b37474a64bf36697922                                  Социальные эффекты проекта модернизации региональной системы общего образования на муниципальном уровне

 

Уважаемые участники заседания коллегии! 

       Образование – единственный универсальный ресурс успешности человека в современном мире, и в этом заключается главный социальный эффект, который необходимо получить от модернизации системы общего образования.

       Эффективная работа этого ресурса в Ростовской области стала возможной благодаря  взаимодействию органов власти, педагогической и родительской общественности.

    Большую роль в реализации проекта модернизации общего образования на муниципальном уровне сыграла поддержка Правительства Ростовской области  в лице Губернатора Василия Юрьевича Голубева, Первого заместителя Губернатора Игоря Александровича Гуськова, минобразования Ростовской области в лице  министра общего и профессионального образования Ларисы Валентиновны Балиной. В этом направлении многое сделано. И сегодня  с уверенностью говорим, что и мы  вышли  на качественно новый уровень развития системы образования.

     За последние 3 года  на реализацию мероприятий комплекса мер по модернизации общего  образования нашего города  выделено  более 74 млн. руб.,  которые освоены своевременно и в полном объеме.

    В целях реализации Комплекса мер по модернизации общего образования города создан и функционирует городской межведомственный совет, целью  которого стало проектирование и внедрение моделей и механизмов, обеспечивающих осуществление  целого комплекса  социальных эффектов модернизации образования. Среди них  ключевым является  повышение мобильности, доступности и качества общего образования как условия роста социально-экономического статуса в современном обществе, достижения личного и профессионального успеха участников образовательного процесса.

    Система общего образования нашего города включает 20 муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, в том числе 19 дневных и 1 вечернюю школу, в которых обучаются 7669 школьников. В настоящее время  в общеобразовательных учреждениях созданы условия, позволяющие перейти на новый качественный уровень обучения, успешно вводить Федеральные государственные образовательные стандарты.

Уважаемые коллеги!

      Полученное в рамках модернизации оборудование решает поставленную задачу  обеспечения деятельностного подхода к обучению младших школьников и организации исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности при реализации стандарта.

    За годы реализации проекта закуплено 563 единицы компьютерной техники. К концу 2013 года нагрузка на 1 компьютер сократилась до 7 человек. В 2011 году на 1 компьютер   приходилось  15 человек. 100 % школ обеспечены возможностью получения образования с помощью высокоскоростного Интернета: обучающиеся и педагоги участвуют в вебинарах, дистанционных олимпиадах, онлайн-конференциях. Доля учителей, использующих Интернет ресурсы в учебном процессе,  увеличилась  до 89 %.

    Перед нами стояла непростая задача – создание единого развивающего образовательного пространства, обеспечивающего повышение доступности  качественного общего образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям города.

     С этой целью были определены 9 базовых учреждений, что составляет 47 % от общего количества школ и охватывает порядка 73 % обучающихся.  100%  базовых школ оснащены комплектами современного учебно-лабораторного оборудования и мобильными компьютерными классами для кабинетов начальной школы, средней школы; цифровыми лабораториями естественнонаучного цикла, мобильными компьютерными классами, лингафонными кабинетами, спортивным оборудованием и инвентарем.

     Особенностью нашего  города является удаленность поселков   друг от друга. Каждая из  базовых школ стала ресурсным центром для остальных общеобразовательных школ поселка, образовательный процесс  которых позволяет организовать учебные занятия с использованием усовершенствованной материально-технической базы более чем 90 % школьников города. Это обеспечивает доступность современного  образования каждому ребенку. Данная задача также решается путем организации подвоза детей 5 школьными автобусами, оснащенными приборами спутниковой навигационной системы мониторинга ГЛОНАСС;4 из них поставлены  в ОУ в рамках модернизации общего образования.

Уважаемые коллеги!

    Сохранение и укрепление здоровья школьников – важная составляющая реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. 100 % общеобразовательных школ оснащены спортивным оборудованием и инвентарем, позволяющим  проводить уроки физической культуры  в соответствии с новым стандартом. С использованием закупленного разнообразного  спортивного оборудования сегодня организуются учебные занятия и досуговая  деятельность с учетом возможностей каждого ребенка. В настоящее время систематически занимаются физической культурой и спортом 97% обучающихся,  в 2012  -  94 %.

     Системная работа по формированию культуры здорового питания является частью стандартов нового поколения.

    4 школьных столовых оснащены  современным технологическим оборудованием. В пяти  школах совершенствование организации питания  также стало возможным благодаря реализации проекта по внедрению автоматизированной карточной системы учета с использованием комплексной информационной системы «Школьная карта». Теперь у педагогов, родителей появилась возможность четкого контроля питания детей.  В настоящее время общий охват питанием школьников увеличился до 100 %, в том числе горячим питанием 89 % (2011 – 72,2).

Уважаемые коллеги!

    В свете реализации Федеральных государственных образовательных стандартов школа становится  своеобразной машиной времени, которая предвосхищает в образовательной программе те компетенции, которые помогут быть успешным через 11 лет ребенку, приходящему сегодня в 1 класс. И эти компетенции совершенно естественно развиваются в среде школы, а затем срабатывают в выпускниках школы уже в открытых жизненных ситуациях.

     Более точная ориентированность профессионального самоопределения выпускников школы на перспективные потребности рынка труда является одним из важных социальных эффектов модернизации общего  образования. Сегодня школа обеспечивает не только получение знаний, умений и навыков, но и метапредметных, личностных результатов, позволяющих детям успешно социализироваться. Приобретенное оборудование сделало уроки мобильными, интерактивными и личностно мотивированными. Это позволило выпускникам добиться стабильных  результатов при прохождении государственной итоговой аттестации. (В 2013 году средний балл выпускников по математике, географии, обществознанию выше среднеобластного, русский язык  - на уровне области.)

     Одним из важных социальных эффектов модернизации общего образования является обновление кадрового корпуса системы общего образования и  повышение заработной платы учителей, которая сегодня  напрямую зависит от качества работы учителя и ориентирована на конечный образовательный результат.

    В настоящее время реализация Комплекса мер позволила провести масштабную работу по подготовке, переподготовке, повышению квалификации учителей и руководителей  школ. В результате тесного и эффективного взаимодействия  с Ростовским институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования различными видами курсовой подготовки было охвачено 725 учителей и руководителей.

     Принимаемые меры позволили значительно повысить уровень квалификации педагогов Новошахтинска.

Уважаемые коллеги!

   Сегодня изменено представление родителей о качестве образования. Повысился уровень притязаний к образованию со стороны родителей: это и новое понимание результатов образования, и новые представления о среде, в которой должны учиться дети. Родители являются активными участниками  и независимыми экспертами образовательного процесса: знакомятся с  деятельностью образовательной организации посредством официальных сайтов, путем активного участия в работе Управляющего совета; отслеживают качество обученности своих детей через электронные дневники и электронные журналы, имеют возможность онлайн-общения с педагогами-предметниками и классными руководителями. 

    С целью информирования населения о модернизации общего  образования на муниципальном уровне размещаются материалы на официальных сайтах Администрации города, Управления образования, образовательных организаций,  в СМИ. Широкое распространение среди родительской общественности и жителей города получил Новошахтинский вестник образования, освещающий изменения, происходящие сегодня в образовании.   Вопросы модернизации образования  находятся на постоянном контроле Администрации города и лично  Мэра И.Н. Сорокина.

    Органами местного самоуправления  неоднократно в течение 2013 года  организовывались  экскурсии жителей города в базовые общеобразовательные учреждения. Важно отметить, что  горожане  разделяют и поддерживают необходимость модернизационных процессов в образовании. Это подтверждают результаты социологического опроса, проведенного городской газетой «Знамя шахтера», результаты которого свидетельствует, что 34 % опрошенных жителей отмечают  рост уровня квалификации педагогов; 52 % -  пополнение школьного автопарка новым транспортом и  77,7 % опрошенных одним из наиболее заметных положительных изменений считают  укрепление материально-технической базы школ, способствующее повышению у детей интереса к  обучению.

    Анкетирование родителей, проведенное  ОУ в ноябре 2013 года,  по вопросу изучения эффектов реализации модернизации общего образования  показало:    65 % респондентов владеют информацией о реализации модернизации образования; 73% опрошенных  отметили, что в образовательном учреждении, где обучается их ребенок, произошло улучшение условий для получения современного качественного образования; 80 % удовлетворены качеством образования, предоставляемым образовательным учреждением.

    ТРК  «Несветай» были подготовлены информационные ролики, об изменениях, происходящих в образовательных организациях и вашему вниманию предлагаю видеоряд по вопросу модернизации общего образования.

Уважаемые участники!

     Таким образом,  обеспечение доступности и качества общего образования на основе создания современных условий обучения и повышения эффективности учительского труда стало основным результатом реализации Комплекса мер по модернизации общего образования и в целом сработало на улучшение основных показателей отрасли.

Спасибо за внимание!