В городе Новошахтинске состоялась научно-практическая конференция «Расширение образовательного пространства средствами интеграции основного и дополнительного образования»

Изображение 1847 ноября 2014 года в рамках реализации комплекса мер по развитию системы дополнительного образования детей в Новошахтинске состоялась научно-практическая конференция «Расширение образовательного пространства средствами интеграции основного и дополнительного образования», организованная Управлением образования Администрации города Новошахтинска.

В конференции приняли участие 220 человек из всех образовательных учреждений города: руководители, воспитатели дошкольных учреждений, педагоги дополнительного образования, учителя, методисты, работники учреждений культуры, детского дома, школы-интерната, в том числе представители Администрации города (Туркатова Е.И. – заместитель Главы Администрации города по социальным вопросам) и института повышения квалификации работников образования Ростовской области (Иванченко В.Н. – к.п.н., доцент кафедры методики воспитательной работы ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО).

 

Информационная поддержка конференции осуществлялась городской газетой «Знамя шахтёра», телерадиокомпанией «Несветай».

Цель научно-практической конференции состояла в консолидации усилий науки, практики и общественности в определении приоритетов и направлений развития дополнительного образования детей в контексте современной социокультурной и экономической ситуации; обсуждении мер, направленных на увеличение охвата детей программами дополнительного образования, представлении опыта работы в этом направлении и определении проблем, тенденций и перспектив развития востребованности, привлекательности и результативности дополнительного (внешкольного) образования детей в городе Новошахтинске.

Конференция проходила в режиме пленарного заседания, мастер-классов, презентации современной практики дополнительного образования на базе филиала МБОУ ДОД «ЦРТДиЮ» (детский молодежный центр «Флора»), сопровождалась фотовыставкой и выставкой декоративно-прикладного и технического творчества образовательных учреждений города.

На пленарном заседании конференции были представлены следующие доклады: «Интеграция  общего и дополнительного образования детей  как фактор  эффективной реализации   внеурочной деятельности» Иванченко В.Н., к.п.н., доцент кафедры методики воспитательной работы ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО; «Инновационные подходы в управленческой деятельности МБОУ ДОД «ЦРТДиЮ» по охвату детей программами дополнительного образования» Акименко В.В., заместитель директора по УВР  МБОУ ДОД «ЦРТДиЮ»; «Интеграция образовательного  процесса в спортивной школе» Гуральская Н.И., заместитель  директора по УВР МБУДО     ДЮСШ №3; «Интеграция как основа реализации содержания программ дополнительного образования детей дошкольного возраста (художественная гимнастика)»Князева О.В.,тренер-преподаватель 1 категории МБОУ ДОД ДЮСШ №2;«Формирование эмоционального положительного отношения к физической культуре и здоровому образу жизни – цель интеграции основного и дополнительного образования» Кузьмина Т.В., воспитатель МБДОУ детский сад №33 «Буратино»; «Интеграция общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности учащихся» Трубицына И.В., директор МБОУ СОШ № 4; «Реализация проектно-исследовательской деятельности и работы учащихся во внеурочное время на базе краеведческого клуба «РАРОГ». Без прошлого нет будущего…» Икаева Е.В., учитель истории и социально-гуманитарных дисциплин МБОУ СОШ №31, руководитель краеведческого клуба «РАРОГ»; «Комплексный подход к профилактике дорожно-транспортного травматизма.  Проблемы и пути их решения» Лагутин Д.В., учитель музыки, ОБЖ, МХК и искусства МБОУ СОШ №3; «Инновационные подходы в управленческой деятельности образовательных учреждений, по охвату детей программами дополнительного,  предпрофессионального образования в системе  ДХШ» Саханина И.В., заместитель директора по УВР  МБОУ ДОД «ДХШ им. Н.В. Овечкина».

Обсуждение актуальных вопросов было продолжено в прениях пленарного заседания, где выступили: Морозова Э.В., методист МБОУ ДОД «ЦДО», «Модель взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках расширения образовательного пространства»; Которобай А.А., заместитель директора по УВР МБОУ ДОД «СЮТ», «Проблемы реализации программ дополнительного образования технического направления и пути решения»; Самарская Е.А., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №40, «Платные дополнительные образовательные услуги МБОУ СОШ №40»; Кочеткова С.А., заместитель директора по УВР  МБОУ СОШ № 24, «Из опыта  работы по организации внеурочной деятельности учащихся МБОУ СОШ №24»; Мозговая Н.Л., учитель начальных классов ГК ОУ РО школы-интерната №33 г.Новошахтинска, «Модель взаимодействия общего, дополнительного образования в рамках расширения образовательного пространства»; Шатохина Е.А., директор ГКОУ РО детский дом № 1 г.Новошахтинска, «Развитие сетевого взаимодействия с целью организации дополнительного образования и профориентации воспитанников».

Директор МБОУ ДОД «ЦРТДиЮ» Ахмедиева Г.А. поделилась впечатлениями об участии в Международной научно-практической конференции  «Инновационные процессы в модернизации дополнительного образования детей» (23.10.2014 г., г. Москва) и заседании «Круглого  стола» при Государственной Думе Российской Федерации   (20.10.2014 г., г. Москва).

В рамках конференции для участников сотрудниками МБОУ ДОД «ЦРТДиЮ» были проведены мастер-классы: «Оригами» Перетятько И.С., зам. директора по НМР, педагог дополнительного образования (далее – ДО); «Канзаши» Абраменко Н.А., педагог ДО; «Декупаж» Мухортова Т.В., педагог ДО, «Занятие с дошкольниками «Росток» Гализина Е.С., заведующая отделом НМР, преподаватель ДО; «Хореография» Горпинченко И.Ю., педагог ДО; «Вокал» Пимахина Н.С., педагог ДО; «Театральная студия» Плахтеева Ж.А., методист, педагог ДО.

Презентация современной практики дополнительного образования прошла в форме выездной экскурсии на филиал МБОУ ДОД «ЦРТДиЮ» – детский молодежный центр «Флора», в ходе которой участники ознакомились с итогами работы творческого объединения «Юный эколог».

В рамках пленарного заседания участники конференции обсудили ряд вопросов, связанных с изучением и реализацией социального заказа и запроса рынка труда на дополнительное образование детей; сохранением и развитием сети базовых учреждений ДОД и их филиалов; возможностями межведомственного и сетевого взаимодействия различных типов учреждений и организаций в развитии дополнительного образования детей.

Участниками конференции были актуализированы вопросы современного понимания и оценки качества и доступности дополнительного образования детей, а также определения подходов к разработке показателей эффективности деятельности руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования детей, а также деятельности непосредственно самих учреждений.

Участники конференции отметили что: на современном этапе развития дополнительного (внешкольного) образования детей в Российской Федерации отмечается тенденция, направленная на достижение современного качества образования, а именно актуальных образовательных результатов, соответствующих потребностям личности, семьи, общества, государства; в условиях изменяющейся социокультурной и экономической ситуации, изменяющегося законодательства в сфере образования, определяется новый статус дополнительного образования, которое должно быть ориентировано на реализацию социального заказа, формируемого различными социальными субъектами, в том числе родителями (законными представителями) и обучающимися; особенностями, характеризующими качество и доступность дополнительного (внешкольного) образования детей, целесообразно признать высокую занятость школьников в объединениях дополнительного образования детей; ориентацию возможностей системы дополнительного (внешкольного) образования на потребности разных групп детей (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и др.), реализацию индивидуальных образовательных траекторий детей средствами дополнительного образования; удовлетворенности детей, родителей и общественности результатами дополнительного (внешкольного) образования;на современном этапе активизируется процесс интеграции основного и дополнительного образования в целях достижения современных требований к качеству образования в целом. При этом дополнительное (внешкольное) образование расширяет границы общего образования, но в тоже время нуждается в формализации подходов к программному обеспечению, стандартизации требований к профессионализму педагогов, реализующих дополнительное (внешкольное) образование;актуальным аспектом развития системы дополнительного образования в условиях реализации и введения ФГОС общего образования в РФ является механизм сетевого взаимодействия, позволяющий эффективно решать образовательные задачи посредством новых форм взаимодействия – сетевых проектов и программ, которые обеспечиваются ресурсами общего и дополнительного образования;реализация услуг дополнительного (внешкольного) образования в условиях межведомственного взаимодействия и государственно-частного партнерства позволяет решить ряд важнейших задач, среди которых выделяются, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды и инфраструктуры учреждения; расширение круга общения обучающихся, направленного на получение ими нового социального опыта; обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей; мотивирование детей на участие в социальных практиках; совершенствование материальной и методической базы учреждений дополнительного образования как ресурсных центров; создание условий для организации широкой практики за пределами учреждения (на базе вузов, учреждений культуры, спорта, предприятий, бизнес-сообществ и др.), позволяющей осваивать и совершенствовать мастерство в выбранном виде деятельности и т. д..Конструктивный диалог позволил акцентировать внимание на том, что дополнительное (внешкольное) образование может выполнять ведущую интегративную роль в формировании мобильного социокультурного образовательного пространства, проявлении социальной активности детей и молодежи, их позитивного гражданского становления, личностного и профессионального самоопределения и самореализации в контексте непрерывного образования.

Участники конференции констатировали, что на современном этапе развития дополнительного (внешкольного) образования детей существуют ряд проблем: недостаточная разработанность технологий и процедуры изучения и формирования социального заказа, согласования ценностных установок заказчиков; неопределенность условий и средств оценки качества, критериев формирования и финансового обеспечения реализации образовательных услуг дополнительного образования детей, а также показателей эффективности деятельности руководителя и педагогов учреждений дополнительного образования детей; недостаточная разработанность механизмов системного учета личных достижений детей в дополнительном образовании, включая программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС; недостаточное использование практики разработки и реализации персонифицированных программ повышения квалификации педагогов дополнительного образования.

По результатам заслушанных в ходе научно-практической конференции выступлений, предложений и их обсуждений участниками конференции были обозначены наиболее актуальные и перспективные направления решения обозначенных проблем и вопросов:

-развитие практики изучения социального заказа и запроса рынка труда на дополнительное образование детей в городе, использования в управлении системой дополнительного образования детей современных маркетинговых технологий, обеспечивающих реализацию потребностей детей и родителей (законных представителей) в качественном дополнительном образовании;

-разработка и внедрение механизмов, критериев и инструментария для независимой оценки качества реализации программ в области дополнительного образования, эффективности деятельности образовательных организаций;

-разработка и реализация межведомственных концепций и программ развития дополнительного образования детей, основанных на развитии различных механизмов социального партнерства, сетевых моделей в рамках взаимодействия общего и дополнительного образования с организациями других ведомств, бизнес-сообществами, общественными организациями;

-совершенствование управленческих механизмов интеграции учреждений общего и дополнительного образования детей в части разработки и реализации муниципальных заданий, обеспечивающих эффективную организацию внеурочной деятельности, направленную на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей обучающихся и запросов их родителей (законных представителей);

-совершенствование механизмов, обеспечивающих повышение материального положения и социального статуса педагога дополнительного образования детей, в том числе расширение практики использования административных, организационных, информационных и других ресурсов;

-совершенствование системы научно-методического сопровождения практики инновационного обновления программ дополнительного образования, разработки программ нового поколения, интегрирующих различные области знаний, обеспечивающих гибкость и вариативный характер дополнительного (внешкольного) образования. Требуется создание и обновление социально-ориентированных, этнокультурных, эколого-краеведческих программ, программ экономической грамотности с привлечением специалистов различных государственных и социальных структур. Обновление программ дополнительного образования должно строиться с учетом внедрения новых информационно-коммуникативных образовательных технологий, использования методов проектной и научно-исследовательской деятельности, форм и методов интерактивного взаимодействия и развития социального творчества, самообразования, ориентированных на личностное и профессиональное самоопределение воспитанников объединений дополнительного образования;

-развитие и популяризация детского технического и спортивно-технического творчества, военно-прикладных видов спорта, детского образовательного туризма и туристско-краеведческого направления досуговой организации детей, путем внедрения новых образовательных программ, усовершенствования существующих программ, привлечения квалифицированных педагогических кадров, взаимодействия со средствами массовой информации;

-разработка перспективного плана и механизмов реализации мероприятий по обновлению и укреплению материально-технической поддержки программ дополнительного образования;

-разработка и внедрение персонифицированных программ дополнительного образования, направленных на социально-психологическую реабилитацию и адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей группы-риска, находящихся в трудной жизненной ситуации с учетом их особых образовательных потребностей;

-организация системного учета личных достижений детей в дополнительном образовании, включая программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС, путем внедрения механизмов электронного портфолио единого формата;

-     модернизация системы переподготовки и повышения квалификации кадров сферы дополнительного образования в условиях разработки нового профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей.

Изображение 013Изображение 116Изображение 138DSC 2112